суббота, 9 февраля 2013 г.

принципы цивилизационного подхода к изучению истории

Важную роль в научном исследовании исторического процесса сыграло материалистическое понимание истории, разработанное К. Марксом. Согласно К. Марксу, в истории общества сменяют друг друга системы социально-экономических (производственных) отношений между людьми, которые составляют объективную основу всех других видов общественных отношений.Общества, где утвердилась одна и та же социально-экономическая система, относятся к единому историческому типу. Такой тип называется общественно-экономической формацией.Всемирная история, если руководствоваться теорией К. Маркса, есть процесс развития и смены общественно-экономических формаций. В истории человечества выделяются первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая формации, на смену которым приходит коммунистическая формация. Именно ей, по К. Марксу, принадлежит будущее. Достоинство данной схемы в том, что исторический процесс здесь получает единое, теоретически последовательное истолкование. Вместе с тем конкретные исследования показали, что в такую схему закономерной смены общественно-экономических формаций плохо укладывается история Востока.В истории разных народов много своеобразного, неповторимого, которое не улавливается никакой универсальной схемой. Поэтому у некоторых историков и философов возникло убеждение в том, что единой линии закономерного развития всего человечества не существует. Разные народы, имеющие своеобразную культуру или цивилизацию, проходят свой, самобытный путь исторического развития. Эту идею выражают теория культурно-исторических типов, разработанная Н. Я. Данилевским, а также цивилизационный подход к истории. Он был предложен, в частности, английским философом и историком Арнольдом Тойнби (1889 1975).Цивилизация, по А. Тойнби, представляет собой устойчивую общность людей, объединённых духовными (прежде всего религиозными) традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками.А. Тойнби выделял шумерскую, вавилонскую, миной-скую, эллинскую (греческую), китайскую, индусскую, исламскую, западную, православную христианскую и некоторые другие цивилизации.Движущими силами истории, согласно А. Тойнби, являются вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия), и ответ цивилизации на вызов, достигаемый деятельностью талантливых, творческих личностей.Цивилизация состоит из творческого меньшинства и инертного большинства. Творческое меньшинство ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Но когда творческая энергия меньшинства иссякает, цивилизации не могут дальше долго существовать. Подобно людям, цивилизации рождаются, достигают зрелости и затем начинают угасать.Учение А. Тойнби, как и другие во многом похожие на него концепции исторического процесса как Арнольд Тойнби жизненного цикла определённых цивилизаций или культур, не отвечает, однако, на вопрос о том, куда в конечном итоге движется человечество в ходе исторического развития, а также о связи между историями разных цивилизаций или культур.

Цивилизационный подход к изучению истории

Цивилизационный подход к изучению истории

Цивилизационный подход к изучению истории - Человек и история - Общественная сущность человека - Основы психологии - Психология личности человека|социальная психология

Комментариев нет:

Отправить комментарий