суббота, 2 февраля 2013 г.

сочинение-рассуждение по тексту ю.лотмана "понятие ...

НазваниеЕгэ: Русский язык. Выполнение части с основные этапы работы над сочинением Г.М. профессор кафедры управления проектами и программаДата конвертации03.12.2012Размер506 b.Тип ЕГЭ: Русский язык. Выполнение части С Основные этапы работы над сочинением 1.Выявить и сформулировать проблему текста; 2. Прокомментировать сформулированную проблему; 3. Сформулировать позицию автора по выделенной проблеме; 4. Сформулировать и аргументировать свою позицию по выделенной проблеме ПРОБЛЕМА(Ы) текста ПРОБЛЕМА ЂЂЂ важнейший для автора вопрос (круг вопросов), связанный с той или иной стороной реальной жизни или характера и поступков героев, поэтому проблему часто можно сформулировать с помощью вопросительного предложения. Часто проблема есть острое жизненное противоречие между существующим и должным, желаемым и реальным. Итак, проблему часто порождает жизненное противоречие: личность ЂЂЂ общество, творец ЂЂЂ искусство, человек ЂЂЂ человек, человек - природа, человек ЂЂЂ история. Наиболее распространённые проблемы 1. Социальные: взаимоотношение человека и общества («квартирный вопрос», право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма; проблемы цивилизации. 2. Нравственные: проблема нравственной сущности человека, нравственного выбора, внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, милосердия, сострадания, совести, духовности / бездуховности. Наиболее распространённые проблемы 3. Философские: проблема добра и зла, жизни и смерти; поиска смысла жизни; проблема одиночества, утраты веры в человечество; проблема идеального устройства мира (утопия), проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество или антиутопия); проблема сверхличности (эгоцентризма); проблема творчества (творческой личности), свободы личности. 4. Семейные: проблема отцов и детей, проблема старости (забота детей о своих родителях); проблемы детства, связанные со становлением личности; проблема отчего дома, утраты корней прошлого, семейных традиций, исторической памяти. Наиболее распространённые проблемы 5. Экологические (проблемы взаимоотношения человека и природы): проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного отношения к природе; проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы. 6. Информационно-коммуникативные: проблемы развития русского языка, проблема языковой культуры или бескультурья; проблема аудиовизуальной культуры, проблема медиапространства (СМИ), коммерциализации культуры, массовой культуры, маргинальной культуры. Основная проблема ЂЂЂ это та, ЂЂЂ которая стала объектом раздумий автора; ЂЂЂ над которой он в основном размышляет; ЂЂЂ к которой неоднократно возвращается; ЂЂЂ по которой отчётливо заявлена авторская позиция Проблема может быть ЂЂЂ поставлена; ЂЂЂ изложена; ЂЂЂ рассмотрена; ЂЂЂ выдвинута; ЂЂЂ затронута; ЂЂЂ поднята; ЂЂЂ сформулирована; ЂЂЂ исследована Способы формулировки проблемы текста: 1)проблема чего; этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества; Текст Ю.Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста; Способы формулировки проблемы текста: 2)формулировка в виде вопроса дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина. Что значит прокомментировать проблему? Комментарии ЂЂЂ рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. Большой толковый словарь русского языка Подумайте: ЂЂЂ насколько данная проблема злободневна в наши дни; ЂЂЂ что делает её жизнеспособной; ЂЂЂ насколько глубоки исторические корни этой проблемы; ЂЂЂ как автору удалось привлечь к ней внимание читателя; ЂЂЂ как эту проблему рассматривали другие авторы; ЂЂЂ как они предлагали её решить. Способы комментирования проблемы текста: 1) От частных фактов к формулировке проблемы. Например: Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В.Пескова посвящен проблеме экологии и призывает каждого из нас осознать ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы. Способы комментирования проблемы текста: 2) От формулировки проблемы ЂЂЂ к комментарию. Например: Отчего в нашей стране, обладающей богатыми природными ресурсами и огромным интеллектуальным потенциалом, большая часть населения живет бедно? Над этой сложной проблемой размышляет В.Тимофеев. Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековую историю. Вспомните хотя бы историю из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на обильную и богатую землю, в которой не было порядка. Вот уже много лет не одно поколение наших соотечественников задается вопросом: «Почему наша жизнь так далека от совершенства?». Что такое позиция автора? Если проблема текста ЂЂЂ это вопрос, то позиция автора ЂЂЂ это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает. Например: Рассказывая о судьбе А.Ф.PЛосева, автор убеждает нас в том, что только сила духа и вера в добро могут помочь человеку преодолеть все жизненные невзгоды и воплотить свои заветные мечты в жизнь. Как выявить позицию автора? Если позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, то выявление авторской позиции в художественном тексте может потребовать больших усилий. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: ЂЂЂ что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? ЂЂЂ как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме. Аргументация своего мнения В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи ЂЂЂ убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Как построить рассуждение? Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: Тезис ЂЂЂ то, что нужно доказать. Тезисом может послужить точка зрения автора на проблему (позиция автора). Аргумент ЂЂЂ фактическое доказательство, логический довод, служащий основанием для доказательства. К аргументам можно отнести примеры из истории, научных открытий, художественных произведений или фильмов. Вывод ЂЂЂ итог размышлениям, чему учит текст, к каким действиям побуждает читателей. ТИПЫ АРГУМЕНТОВ В сочинении можно использовать, например, следующие типы аргументов. 1. Логические (рациональные) аргументы: факты науки, статистика, объективные показатели состояния дел, законы природы, определения, положения юридических законов (или официальных документов, постановлений, нормативных актов), данные экс

Егэ: Русский язык. Выполнение части с основные этапы работы над сочинением

Егэ: Русский язык. Выполнение части с основные этапы работы над сочинением

Комментариев нет:

Отправить комментарий