суббота, 2 февраля 2013 г.

как изготовить туркменскую шапку

«Как им не жарко в такой мохнатой папахе, да еще летом?» ЂЂЂ с удивлением спрашивают иностранные туристы, увидев на улицах Туркменистана стройных стариков в огромных меховых шапках. Они всегда бывают удивлены, услышав, как им кажется, шутливый ответ: «Папаха ЂЂЂ это термос для головы». Впрочем, это отнюдь не шутка. Туркменский народ еще в древности придумал этот своеобразный и уникальный головной убор, который носит по сей день.Испокон веков одежда туркмен была приспособлена для постоянного пребывания на открытом воздухе. Особое внимание уделялось качеству и практичности головного убора, так как во время перекочевок туркменам приходилось преодолевать большие расстояния по пустынной, степной местности. Природно-климатические, исторические и социальные условия требовали от шапки универсальности и утилитарного совершенства. Так и родилась меховая папаха ЂЂЂ «тельпек». Под такой, на вид тяжелой, но на самом деле легкой шапкой, создается особый микроклимат, этот древний и единственный в своем роде головной убор спасает летом от перегрева на солнце, а зимой служит защитой от холода. Однако меховая папаха имела не только функциональное значение. В комплекте национальной мужской одежды «тельпек» занимает первое место. Он играет огромную роль, значительно повышая степень престижности одежды, и служит своеобразным мерилом красоты мужской фигуры. «Меховая шапка ЂЂЂ головной убор туркменских мужчин ЂЂЂ олицетворение силы и мужества, она... сделана с большим вкусом», ЂЂЂ писал знаменитый этнограф Арминий Вамбери, делясь впечатлениями о своих о путешествиях по Средней Азии более двухсот лет назад. Действительно, величественный тельпек олицетворяет собой гордость и благородство, помогает выработке красивой осанки и грации движений. Туркмены очень гордятся своими головными уборами и бережно относятся к ним.Туркменские папахи отличались разнообразием в технологии производства, наличием внешних признаков (материал, цвет, форма, размер), качественных характеристик (легкость, прочность, мягкость, красота, способность сохранять тепло) и способах ношения. Шапки делались праздничные, парадные и будничные, для молодых джигитов, пожилых мужчин и стариков. Шились они из хорошего серого или золотистого каракуля, или из пышного меха куницы, выдры, лисицы, ондатры. Длинношерстные шапки делали также из шкур особой породы баранов с шелковистой и кудрявой шерстью и из козьих шкур ангорской породы. Они были дорогими и встречались редко, их считали парадными. Вообще же для праздничных шапок предпочитали мелкий кудрявый мех ягнят. Черные тонкие каракулевые шкурки отличаются самым высоким качеством. Мех каракуля был символом высокого светского или духовного сана. Надевались папахи, как правило, поверх маленькой туркменской тюбетейки ЂЂЂ тахьи.Разумеется, служа показателем престижа и степени социального положения, они и стоили недешево. Поэтому на их изготовление и приобретение порой не жалели времени и средств. В прошлом такие изысканные головные уборы могли позволить себе немногие. Так, например, модная высокая шапка из каракулевых шкурок с длинной кудрявой шерстью равнялась стоимости верблюда, или коровы с теленком.Форма папах на территории Туркменистана была также весьма разнообразной: от самых миниатюрных до грандиозных по размерам. В далеком прошлом богатые и знатные туркмены надевали папахи высотой до полуметра. Все шапки имели стеганую подкладку и могли выдержать сильные сабельные удары. Легкая, элегантная папаха наилучшим образом приспособлена для военных походов и езды верхом.Изготовлением папах в Туркменистане традиционно занимались только мужчины. Ремесло передавалось по наследству, мастера, овладевшие «папаховым» искусством, ценились особо и были уважаемыми людьми в своих селениях. Наш собеседник Ораздурды Бекниязов ЂЂЂ один из таких мастеров ЂЂЂ «телпекчи». Его мастерская напоминает одновременно и художественный салон, и музей. В одной из комнат, завешенной плотной тканью (чтобы не проникал свет), россыпью лежали высокие и пушистые шапки различных цветов, размеров и фасонов: иссиня-чёрные, цвета воронова крыла, рыжие или сердоликовые с оттенком жженой терракоты, белоснежные как лебеди, серые с серовато-черными прожилками, напоминающие мраморный рисунок. Они напоминали небольшое стадо тонкорунных овец, ягнят, козлят с густой, волнистой и нежнейшей шерстью. Пышные папахи на вид казались тяжелыми, но, взяв их в руки, мы убедились, насколько они мягкие, легкие и шелковистые.«Если голова цела, на ней должна быть шапка, ЂЂЂ пошутил Ораздурды. ЂЂЂ Шапку носят не для тепла, а для чести. Туркмен никогда не расставался с шапкой. Если тебе не с кем поговорить ЂЂЂ поговори с папахой». До того как стать «телпекчи», Ораздурды Бекниязов был чабаном, занимался разведением знаменитых каракульских овец различных пород и окраса и научился выбирать самых лучших. Как и старые мастера, он владеет секретами производства, позволяющими улучшать качество изделий.ЂЂЂ Для того чтобы изготовить папаху, нужен не только точный крой, но и специальные инструменты, особые нитки, ЂЂЂ говорит Ораздурды. ЂЂЂ На одну шапку из нежного шелковистого меха требуется шкура одного полутора-двухмесячного ягненка. Из шкуры трехмесячной овцы получаются две шапки. «Телпекчи» никогда не красили шерсть, использовали ее натуральный цвет. Если у меховых шкурок кожа несколько огрубела и потеряла эластичность, ее можно восстановить, смочив раствором уксусной эссенции с поваренной солью. Чтобы мех приобрел особый блеск, его надо протереть тряпкой, слегка смоченной эссенцией. При выделке меха в шерсть добавляют ржаную муку и смазывают ее кефиром ЂЂЂ это придает изделию прочность и увеличивает срок носки шапок. Если шапка немного велика, то внутри, по подкладке делают крупную стежку из крученых ниток, потянув за которые можно уменьшить размер папахи. Папахи лучше хранить в темном месте при низкой температуре, чтобы мех не пересыхал и кожа не делалась жесткой. Мокрый мех не следует сушить около огня, чтобы папаха не потеряла форму.У туркмен всегда было особое отношение к папахам. Их берегли, ухаживали за ними, хранили, покрывая платком, а чтобы мех не сминался и шапка не деформировалась, надевали на специальные болванки из тутового дерева.У мастера Ораздурды трое сыновей ЂЂЂ Довлетмурад, Совхетмурад и Гельдымурад. Они с детства познают азы нелегкого ремесла «телпекчи»: обрабатывают шкуры, выделывают замшу, раскраивают шкуры на заготовки, шьют шапки.Производство тельпеков как профессиональное занятие сохранилось у туркмен и в наши дни. Сейчас ремесленники производят более широкий ассортимент кож различного качества, способных удовлетворить любой вкус. В качестве парадных папах, которые надевают по особо торжественным случаям, остаются высокие ЂЂЂ до 25-30 см, очень мохнатые тельпеки с длинной шелковистой шерстью. Большинство мужчин среднего и пожилого возраста предпочитают папахи из черного и коричневого мехов, длинные завитки которых отливают червонным серебром. Молодые носят тельпеки преимущественно белого цвета. Красивые, легкие, удобные, полные благородства туркменские тельпеки пользуются спросом на туристическом и сувенирном рынке, и этот фактор органично дополняет бытующие в народе традиции их изготовления.

«ТЕРМОС» ДЛЯ ГОЛОВЫ, ИЛИ ПОЧЕМУ ТУРКМЕНЫ НОСЯТ ТАКИЕ БОЛЬШИЕ ШАПКИ

Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, свидетельство о регистрации ПИ ЂЂЂ ФС77-21265 от 08.06.2005 г.

«ТЕРМОС» ДЛЯ ГОЛОВЫ, ИЛИ ПОЧЕМУ ТУРКМЕНЫ НОСЯТ ТАКИЕ БОЛЬШИЕ ШАПКИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий